Теория коммуникации

Теория коммуникации

Аннотация

Углублённый курс: философские основания, основные парадигмальные позиции, категории и методологические принципы теории коммуникации. Установка на проработку навыка теоретизирования и инкорпорации теоретических положений в методологию исследования культурно-коммуникативных феноменов медиареальности.

 

Аудитория

Курс предназначен для магистрантов, аспирантов, молодых учёных в области социальных и гуманитарных наук; специалистов по коммуникационной работе; преподавателей высшей школы.

 

Цель курса: получение опыта теоретической проблематизации и построения предметно ориентированной (в рамках теории коммуникации) познавательной траектории.

 

Преимущества курса

В авторском курсе используется метатеоретический подход к систематизации и сопоставлению учений о коммуникации в философии, языкознании, теории культуры и смежных науках. Специальное внимание уделяется концептуализации понятий, построению категориальных моделей и конституированию предметных полей конкретных исследований, предваряющих написание научных работ.

 

Чему научится слушатель?

На материале теории коммуникации слушателю предлагается расширить познавательный кругозор и развить навыки: формирования теоретической основы предметного рассуждения и дискуссии; индивидуальной и групповой рефлексии; проблематизации коммуникативно-культурных феноменов и научных идей их осмысления.

 

Объём: 36 ак. ч. (24 ак. ч. – аудиторная работа, 12 ак. ч. – самостоятельная работа).

 

Вид и форма занятий: проблемные семинары, очная форма.

 

Продолжительность и время:

– дневной формат – 3 дня подряд (11:00–18:00);

– вечерний формат: 3 недели по 2 занятия в неделю (пятница, суббота, 17:00–20:00).

 

Расписание:

– сентябрь 2024 г., вечерний формат – 13 и 14, 20 и 21, 27 и 28 сентября;

– октябрь 2024 г., дневной формат – 10, 11, 12 октября.

 

Тематизмы курса

  • Философские и научные подходы к изучению коммуникации.
  • Онтологическое, эпистемологическое, гносеологическое измерения коммуникации и их статус в теории коммуникации.
  • Полипарадигмальный характер знания о коммуникации.
  • Системный подход как методология систематизации научных концепций.
  • Предметное поле и категориальный аппарат теории коммуникации.
  • Вещь – смысл – символ – значение – имя – знак – код…
  • Метатеория, метамодель, метадискурс, – общее и особенное.
  • Уровни проблематизации, сборка и «пересборка» концептуальных каркасов феноменов коммуникации.
  • Структуры интерсубъективности в теории коммуникации.
  • Вопрос о естественном и искусственном в коммуникации посткультуры.
  • Медиареальность и современные вариации теории коммуникации.
  • Конвертация теорий в методологические установки исследования. Обзор методов.

 

В содержание курса в той или иной мере включены идеи и концепции следующих учёных: Р. Акофф, М. Бахтин, В. Библер, Ж. Бодрийяр, Л. Выготский, М. Деланда, Ж. Делёз, Ж. Деррида, Т. Дридзе, С. Жижек, Р. Жирар, Э. Кассирер, М. Кастельс, Р. Крэйг, А. Лосев, Ю. Лотман, Н. Луман, А. Лурия, М. Мамардашвили, М. Мерло-Понти, М. Минский, В. Налимов, Ч. Пирс, А. Потебня, А. Пятигорский, В. Савчук, Д. Сёрл, А. Соколов, П. Сорокин, Ф. Соссюр, В. Франкл, Ю. Хабермас, С. Хоружий, Г. Шпет, А. Шюц, М. Эпштейн, Э. Юдин, Р. Якобсон, К. Ясперс…

 

Преподаватель: Лещенко Т.А., к. социол. н.

Связь с преподавателем (предварительное обсуждение возможных кейсов слушателей): Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Пост-поддержка: осуществляется пост-поддержка в форме консультаций и коучинга.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика