Школа студия

Краткий курс для научных руководителей аспирантов и докторантов по обучению базовым практическим навыкам полевого исследователя групповым методом «длинного стола».

 

 

  1. Общее описание курса

Слушателям курса предлагают оригинальную отечественную разработку системы подготовки полевых исследователей и организации полевого исследования, где для решения исследовательских задач выбраны качественные методы. Система опирается на методологию «двойной рефлексивности» Теодора Шанина вместе с его методикой организации полевого исследования – метод «длинного стола» и более чем 20-летний опыт проведения полевых социологических исследований автора курса. Она позволяет выделить из искусства полевого исследователя элементы ремесла, которые лежат в основе успешного владения методом интервью, наблюдения и проч. Метод «длинного стола» позволяет развить необходимые качества и умения для продуктивного применения качественного инструментария с помощью относительно простых, но эффективных упражнений и алгоритмов действия. Уникальность этой системы состоит в создании «метода по обучению методам качественного исследования» и подготовки исследователя для их продуктивного использования.   Эффективность данной обучающей системы по методу «длинного стола» доказана многочисленными позитивными отзывами слушателей курсов по качественным методам в ЦСПИ при ИС РАН с 2008 г., а также оценкой результатов академических и научно-прикладных исследований, выполненных с ее применением, известными экспертами -социологами, отзывами аспирантов и докторантов, которые проводили свои диссертационные исследования в «школе -студии исследователя-качественника» (отзывы прилагаются)                                                                  

Курс представляет собой обучающий формат «школы-студии», где необходимые теоретические и методические знания предоставляются слушателю по мере прохождения им 8 -ми фаз цикла полевого исследования, которое он непосредственно сам проводит, участвуя в занятиях .  

 

  1. Цели и задачи курса

Используя «метод длинного стола» осуществить трансферт знаний слушателей об организации и проведении исследований с применением качественных методов в конкретные навыки и умения - базовые элементы ремесла полевого исследователя.

 

  1. Теоретические результаты курса

 

  • знание основных принципов метода «длинного стола» и методологии «двойной рефлексивности» Т. Шанина для организации полевого качественного исследования,
  • - знание логических схем и алгоритмов организации качественного полевого исследования от замысла , ключевых исследовательских вопросов, выборки, структуры интервью до и анализа первичных данных и презентации результатов.
  • представление о различных подходах   подготовки   исследователей для полевых качественных исследований и методиках «длинного стола»
  • знание о восьми фазах цикла практики полевого исследователя
  • теоретические и эмпирические обоснования объема выборки в качественном исследовании

 

  1. Практические результаты курса
  • -навыки трансформации общей темы исследования в цели и задачи полевого исследования
  • навыки создания ключевого исследовательского вопроса и его тестирования
  • навыки конструирования «восьмиоконной модели выборки» для качественных исследований.
  • навыки ведения полевого дневника
  • навыки построения внутренней структуры интервью
  • навыки подготовки к установлению первого контакта с респондентом в интервью
  • навык создания протокола и архива исследования
  • навык выдвижение первичных гипотез
  • освоение упражнений для развития общей полевой подготовки исследователя (рефлексивности, критико-аналитического мышления, умение работать в группе и др.)

 

 

  1. Учебные материалы

            Базовым учебным материалом для курса является авторская монография «Качественные методы в полевых социологических исследованиях» (1999), которая написана в соавторстве с Е. Ковалевым или ее второе переиздание 2010 г. «Качественные методы. Полевые исследования», а также статья о «двойной рефлексивности» Теодора Шанина. В этих текстах систематически изложены методологические и методические подходы в качественных исследованиях, которые используются в методе «длинного стола». Полезный методический материал по курсу можно найти в блоге автора курса «Социолог в поле», где помещены статьи, связанные с организаций исследования методом «длинного стола» и подготовкой исследователя-качественника.

            Для освоения метода «длинного стола» слушателям предлагается с первого занятия включиться в экспресс-исследование темы, которая будет самостоятельно выбрана из списка тем исследований участников группы или предложена ведущим курса. Темы разработки программы исследования (замысел, гипотезы, исследовательские вопросы, выборка, подготовка инструмента, анализ результатов и т.п.), а также необходимые экскурсы в теорию вопроса будут синхронизированы с процессом непосредственной полевой работы участника курса.

 

Методы обучения

 

Весь курс является демонстрацией метода «длинного стола» (ДС) с дополнительным подробным комментарием для руководителей исследовательской группы аспирантов или докторантов. Это включает в себя основные алгоритмы обучающих заданий и упражнений , мини-семинаров, разбор типичных полевых ситуаций в ходе исследования, в т.ч. на кейсах исследования самих участников курса. В центре методического подхода стоит активизация личного исследовательского опыта слушателя, что предполагает методическую и аналитическую триангуляцию оценок, суждений, предложений и т. п. участников «длинного стола» в режиме «оффлайн» и «онлайн».  

Итогом работы является содержательный отчет по исследованию и презентация результатов экспресс- исследования на выбранную тематику.

 

 

 

  1. Общий план занятий (указать темы, кол-во часов):

 

№*

Тема

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Общая длитель-ность темы (ак.ч.)

Лекционное занятие (ак.ч.)

Семинарское занятие, если необходимо (ак.ч.)

Материалы для чтения (ак.ч.)

Контроль по теме (ак.ч.)

1

Введение в курс

1,5

-

1

0,5

3

2

Организация полевого исследования и подготовка исследователя. Этап «до поля»

1

3

0,5

1,5

6

3

Работа «длинного стола» на этапе «в поле»

0.5.

2

0.5

2

5

4

Работа длинного стола на этапе «после поля»

0.5

2.5.

1

2

6

5

Индивидуальные экспресс-исследования

-

-

-

4

4

 

 

 

 

  1. Тематический план (с кратким описанием каждой темы)

Тема 1:

 

 

Название темы

Введение в курс

Краткое описание

В данной теме рассматривается основные принципы и подходы методики «длинного стола» к организации полевого исследования и подготовки исследователя. Дается краткий экскурс в историю создания метода и обзор основных современных подходов   организации качественных полевых исследований.   Определения и рабочие представления о качественных методах исследования.

 

Лекционная часть (указать подтемы)

Современные парадигмы в подходах обучения качественным методам исследования: «утиный тест», артель, мастерская, школа-студия.   Принципиальные подходы «метода длинного стола (ДС)»: двойная рефлексивность, актуализация личного исследовательского опыта; «метод по обучению методу» (выделение элементов ремесла из искусства качественного исследования); возможности и ограничения формализации качественных методов исследования. Фазы цикличности практики полевого исследователя. Общая профессиональная подготовка «качественника». Соотношение «сувениров», «игрушек» и «рабочих инструментов» в обучении навыкам применения качественных методов .

 

Семинарская часть
(указать подтемы, формат работы)

Тренажер идентификации количественных и качественных методов.

Основные риски на старте выхода в «поле» в качественном исследовании.

Схема проверки готовности к «полю».

Материалы для чтения

Статья Т. Шанина о методологии « двойной рефлексивности»

Часть 2 «До поля» кн .«Качественные методы в полевых социологических исследованиях»   Статья о модели выборки из блога «Социолог в поле»

Виды контрольных мероприятий

Тест «Прогноз на успешное окончание курса», «Ежинный тест для КИВа», упражнение по идентификации методов исследования.   Модель выборки для исследования.

 

 

Тема 2:

 

Название темы

Организация полевого исследования и подготовка исследователя на этапе «до поля»

Краткое описание

Будут рассмотрены вопросы обоснования выбора качественного подхода решения исследовательских задач, способы уточнения и преобразования общей темы исследования в цели и задачи качественного полевого исследования.  

Инструменты качественного исследования: полевой дневник и исследовательское интервью. Ключевые исследовательские вопросы, первичные гипотезы, модель выборки.            

 

 

Лекционная часть (указать подтемы)

Специфика гипотез в качественных методах исследования (иллюзия «чистого листа». Теория и практика обоснования выборки для качественных исследований. Логические схемы формирования выборки для исследовательских интервью. «8-ми оконная модель выборки для исследовательских интервью».   Что обеспечивает продуктивность исследования.

Семинарская часть
(указать подтемы, формат работы)

Как общую тему исследования преобразовать в   цели и задачи полевого исследования методом глубинного интервью?                                                           Способы ведения полевого дневника.

Ключевой исследовательский вопрос и гипотезы. Тестирование ключевых вопросов «до поля». Построение модели выборки для исследовательского интервью Формат работы – «виртуальный длинный стол»

---

Материалы для чтения

Параграфы из кн. « Качественные методы. Полевые социологические исследования». Статьи блога «Социолог в поле».

Виды контрольных мероприятий

Текст с формулировкой вариантов ключевого исследовательского вопроса (не менее 3-х вариантов). Модель выборки с кратким комментарием. Указанный фрагмент своего полевого дневника.

 

 

 

Тема 3:

 

Название темы

Работа «длинного стола» на этапе «в поле»

Краткое описание

Вы узнаете, как получить у респондента ответ на ключевой вопрос и как его надежно зафиксировать для последующего анализа. Основные навыки и умения полевого исследователя для сбора первичных данных. Здания и упражнения по их совершенствованию.

 

Лекционная часть (указать подтемы)

Способы преобразования ключевых исследовательских вопросов в тематический вопросник для исследовательского интервью (гайд).   Внутренняя структура глубинного интервью (жесткость «мягких» методов).

Чем бытовая беседа отличается от интервью с исследователем? Подход «ДС» для «входа в поле» : компетенция и «пустое пространство» для интервью.

Семинарская часть
(указать подтемы, формат работы)

Эта часть занятий будет посвящена актуальным вопросам работы по сбору первичных данных: Как понять, подтверждаются или не подтверждаются первоначальные гипотезы исследования по результатам первых интервью?

Как удержать основную тему в интервью с респондентом –«уклонистом»? Какие существуют дополнительные способы   фиксации ответа или почему диктофона недостаточно? Что можно считать ответом на исследовательский вопрос? Какие основные признаки того, что ответ получен? Как доверять своей интуиции в процессе интервью? Вам предстоит освоить тренажер «ключ к респонденту» и «матрицу умных и глупых вопросов». Вы сможете узнать о двух способах выхода из интервью.

Формат работы – «виртуальный длинный стол» (выполнение упражнений и заданий в ходе занятия)

 

Материалы для чтения

Глава 7 «Интервью» из кн. « Качественные методы. Полевые социологические исследования». Статьи блога «Социолог в поле».

Виды контрольных мероприятий

Ответы на 2 вопроса по «входу в поле». Текст «вопросника для интервью» . заполнение «матрицы умных и глупых вопросов» . 3 фрагмента транскрипта одного интервью (введение, основной вопрос, выход из интервью)

 

 

 

Тема 4:

 

Название темы

Работа длинного стола на этапе «после поля»

Краткое описание

В данной теме вы узнаете о том, как организовать первичный материал интервью для анализа (создание архива исследования)? Как можно начинать анализ результатов исследования до окончания полевого этапа работы? Что такое «преданализ»? Как выбрать   схему анализа первичных данных? Что такое метод «рекле»?

 

Лекционная часть (указать подтемы)

Основные проблемы выбора схемы анализа первичных данных.   Аналитическая триангуляция результатов исследования. Отделение фактов от эмоций и установок исследователя: проблема беспристрастности и дисциплинированности на этапе анализа результатов.

 

Семинарская часть
(указать подтемы, формат работы)

Интерпретация и анализ результатов. Навыки кодирования, классификации, аналитической триангуляции. Базовые элементы навыков открытого и осевого кодирования смысловых частей текста. Синхронизация результатов анализа с «полевыми» гипотезами исследования. Выдвижение новых гипотез.

 

Материалы для чтения

Глава 8 «Анализ и интерпретация качественных данных» из кн. « Качественные методы. Полевые социологические исследования». Статьи блога «Социолог в поле».

Виды контрольных мероприятий

Текст с кодировкой ответов на ключевой исследовательский вопрос и их классификация. Список новых гипотез.

 

 

Тема 5:

 

Название темы

Индивидуальные экспресс-исследования

Краткое описание

На данном занятии слушатели должны представить индивидуальный отчет (материалы презентации) о результатах   экспресс-исследования.

 

Лекционная часть (указать подтемы)

---

Семинарская часть
(указать подтемы, формат работы)

---

Материалы для чтения

---

Виды контрольных мероприятий

Презентация и обсуждение   результатов исследования.

 

 

 

  1. Литература по курсу

Основная

- Шанин Т. Методология двойной рефлексивности в исследованиях современной российской деревни // Социологический журнал. 1998. № 3-4.

- Качественные методы. Полевые социологические исследования. / И. Штейнберг, Т. Шанин, Е. Ковалев, А. Левинсон; под. ред. И Штейнберга Спб.: Алетейя. 2010г

- Ковалев ЕМ., Штейнберг И.Е. Качественные методы в полевых социологических исследо­ваниях. М., 1999.

Дополнительная

Квале С. Исследовательское интервью. М.: Изд-во "Смысл", 2003.

Ильин В.И. Драматургия качественного полевого исследования. СПб.: Интерсоцис, 2006.

Страусс А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: Обоснованная теория, проце­дуры и техники: Пер. с англ. М., 2001.

Denzin N.K., Lincoln Y.S. The Sage Handbook of Qualitative Research. Third Edition. Thousand Oaks: Sage Publications, 2005.

Charmaz K. Constructing grounded theory: A practical guide through qual­itative analysis. Thousand Oaks, CA: Sage, 2006.

Ritchie J., Lewis J., Elam G. Designing and selecting samples // Ritchie J., Lewis J. (eds). Qualitative research practice. A guide for social science students and researchers. Thousand Oaks, CA: Sage, 2003. P. 77-108.

Strauss A.L. Qualitative analysis for social scientists. N.Y: Cambridge Uni­versity Press, 1987.

Strauss A. L. Continual permutations of action. N.Y.: Aldine de Gruyter, 1993.

Strauss A.L., Corbin J. Basics of Qualitative Research. Grounded Theory Procedure and Techniques, Newbury Park CA: Sage Publications, 1990.

Morse J. M. Determining sample size//Qualitative Health Research. 2000. Vol. 10(1). P. 3-5.

Thomson B.S. Qualitative research: Grounded theory—Sample size and validity, 2004 URL: http://www.buseco.monash.edu.au/research/studentdocs/ mgt.pdf

Creswell J. Qualitative inquiry and research design: Choosing among five traditions. Thousand Oaks, CA: Sage, 1998.

Белановский С.А. Глубокое интервью. М.: Николо М, 2001.

Беспредельная социология: Сборник эссе к 60-летию Виктора Воронкова. СПб.: ЦНСИ, 2005.

Божков О.Б., Помигалов А.А. Заметки о технических проблемах полевых исследований // Социология 4М. №26.

Веселкова Н.В. Методические принципы полуформализованного интервью // Социология 4М. №5-6.

Виноградский В.Г. Российский крестьянский двор: социологический преданализ // СОЦИС.2006. №7.

Голофаст В.Б. О понятии human methodology: неоконченные заметки // Социологический журнал. 2005. №1.

Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование: Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики. Самара: Самарский университет, 2002.

Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. М.: КДУ, 2006.

Лагун А.Е. Невербальное поведение: к методике использования в социологическом исследовании // СОЦИС. 2004. №2.

Маслова О.М. Мир интервьюера: по данным формализованного и свободного интервью // Социология 4М. №12.

Ньюман Л. Полевое исследование // Социс. 1999. № 4.

 

  1. Информация о преподавателе
  2. ФИО преподавателя: Штейнберг Илья Ефимович
  3. Контактная информация: тел +7-9150816637, 89272298274, isteinberg@Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  4. Кратко о преподавателе

(до 250 знаков с пробелами)

 

 

Штейнберг Илья Ефимович, кандидат философских наук, МА социологии Манчестерского университета, социолог, психолог, директор НИЦ «Социум», автор и ведущий «Школы-студии полевого исследователя» в ЦСПО при ИС РАН, в МВШСЭН («Шанинка»), приглашенный профессор-исследователь для постановки исследования и подготовки рабочих групп в Иркутске, Самаре, Саратове, Твери, Благовещенске, Алма-Ата, Ташкенте и т.д.

 

 

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика